Каким видит психолога обычный человек
Каким видит психолога обычный человек
(некоторые мифы и ошибки)
В этом небольшом очерке мне хотелось бы осветить те представления о психологах, которые можно встретить у людей, не имеющих ни специального образования, ни опыта получения психологических услуг. Я постараюсь описать несколько наиболее типичных представлений.
Миф 1. Все психологи похожи друг на друга.
Сейчас часто можно встретить слово «психолог». Включишь телевизор – а там человек учит, как надо жить, любить, заниматься сексом, воспитывать детей и т.п. Внизу экрана надпись — «Психолог Иванов». Откроешь глянцевый журнал — там рубрика «Советы психолога», где «случаи из жизни» комментирует «Психолог Петров». Что уж говорить об интернете?!
У вас может возникнуть неверное впечатление, что все психологи одинаковы. На самом же деле за словом «психолог» скрывается множество профессий, специализаций и профилей деятельности психологов. Современная психология — это и психология развития, и социальная психология, и психология труда, и медицинская психология, и многие другие отрасли. Психологий стало много! И каждый психолог специализируется в каком-то конкретном, особом направлении. Более того, психолог может быть исследователем, преподавателем, практиком, а иногда сочетает эти профили деятельности. Поэтому важно понимать, что за словом «психолог» в наше время скрываются очень разные, часто совершенно не похожие друг на друга виды занятий.
Миф 2. Каждый психолог – консультант (психотерапевт).
Есть такое представление, что любой психолог умеет консультировать. Он легок на советы, и разбирается во всех человеческих проблемах. Ну а уж человеческие взаимоотношения – это его конек: он их разгадывает, распутывает, раскусывает, как орешки. На самом же деле далеко не каждый психолог способен оказать специфическую психологическую помощь (которую называют консультативной или психотерапевтической).
Несколько упрощая, можно говорить о двух типах психологической работы. В первом случае психология обслуживает нужды других отраслей — медицины, рекламного бизнеса и т.д. В рамках этих практик психолог выступает помощником, к примеру, врачу, помогая устанавливать более точный диагноз и т.п. Или же он помогает в разработке рекламной продукции, зная закономерности восприятия человеком той или иной информации, зная различные стереотипы социального восприятия и т.д.
Другой тип работы психолога – собственно психологическая работа с человеком (консультирование по поводу проблем в жизни этого человека). Этому виду психологической помощи нужно учиться специально!
Миф 3. Психотерапевт дает советы, как поступить в сложной ситуации.
Некоторые рассуждают так: обращаясь к психологу, я плачу ему деньги за какой-то продукт. То есть, если я пришел к нему, то он выслушает меня, поймет, пожалеет, и скажет — что мне дальше делать. Ведь он специалист, и ему виднее — как мне решить ту или иную проблему.
В данном случае психолога воспринимают наподобие юрисконсульта, обладающего некими универсальными знаниями о праве. Представляется, что я плачу ему за его знания, за его грамотный и профессиональный совет в той области, в которой я не компетентен.
Примерно того же ждут и от психолога, представляя, что у него также есть какой-то набор, свод, кодекс особых психологических законов, которые он знает, а другие люди – нет. Обращаясь к психологу, я жду от него совета относительно моих взаимоотношений с окружающими, моих переживаний, моего психического состояния, моего поведения и т.д. В таких случаях тот, кто обращается к психологу за помощью, забывает о собственной уникальности и неповторимости. Он жаждет снять с себя ответственность и передать ее в руки психолога («Ты учился, и лучше меня знаешь, как справиться с моими проблемами»).
Здесь есть один парадокс. Давая совет, помогая сделать тот или иной выбор, склоняя человека в ту или иную сторону, психолог собственными руками разрушает его личность. А именно, способность данного конкретного человека к принятию своего собственного, уникального, определенного решения в неопределенной ситуации. И тем самым, давая совет, консультант делает клиента зависимым от своих услуг. Он думает, принимает решение, выбирает вместо клиента, за клиента. А такого быть не должно. Психолог, как и врач, в своей работе должен руководствоваться правилом: не навреди.
Миф 4. Грамотный психолог работает быстро и эффективно.
Еще одно представление относительно работы с психологом касается продолжительности работы, или количества встреч с психологом, необходимых для решения проблемы. Если психолог – настоящий профессионал, то он может помочь мне за одну встречу (продолжительностью в один час). Я расскажу, он послушает, даст совет, загипнотизирует, внушит что-то, сделает со мной еще что-нибудь — и я изменюсь. Ведь те, кто говорит о длительной работе – шарлатаны, они попросту выкачивают из нас деньги. Уже после первой встречи я должен ощутить глобальный эффект. А если этого не происходит, значит, психолог не помогает, значит, он не профессионал. Или же психологи вообще ничего не могут.
Такие выводы — не редкость, когда человек ждет мгновенных изменений. Многие из нас переживали какие-нибудь трагические ситуации – и переживания наши длились не один день. Но вопреки нашему опыту и здравому смыслу мы уверены в том, что психолог может мгновенно избавить нас от любых нежелательных переживаний! Вместо того чтобы «естественным для нормального человека» образом пережить свою проблему (с помощью психолога), мы хотим быстро и безболезненно убрать то, что происходит внутри. Не думать о потере, исцелиться от неразделенной любви, избавиться от страха. Именно в этом мы ищем помощи от психолога! И все это за час работы! ( Хотя весь наш жизненный опыт говорит о том, что быстрых (а тем более мгновенных) изменений не бывает!)
Миф 5. Психолог работает с «ненормальными» людьми.
К сожалению, в нашей стране до сих пор распространено представление о том, что психолог работает только с психически больными людьми (ненормальными, нездоровыми, «психами»).
У нас поход к психологу – это целое событие в жизни. У современной молодежи на сегодняшний день гораздо больше представлений о роли психолога, нежели у старшего поколения. В зарубежных фильмах довольно часто кто-то из персонажей проходит индивидуальную психотерапию, ходит к психоаналитику и т.п. Это уже почти нормально для современного молодого человека. Однако даже многие молодые люди проявляют полную неосведомленность о том, с кем работает психолог. Распространено представление, что психолог и психиатр – это одно лицо.
Роль психиатра, который работает в психиатрической больнице, представляется для людей чем-то ужасным. Психиатр в воображении многих людей являет собой человека с огромной властью, и не только властью социальной, но и властью над психикой пациента. Если я попадаю на прием к психиатру, то он непременно найдет у меня какую-то психическую болезнь и упечет в сумасшедший дом. Люди испытывают страх, что специалист обнаружит тщательно скрываемые «заскоки» и признает их опасной психической болезнью (ведь психолог и психиатр – это одно и то же). На психолога переносится тот демонический образ психиатра, который сформировался у нас в культуре (во многом — благодаря средствам массовой информации). Психолог тоже будто бы ставит диагнозы, распознает болезнь, выписывает таблетки и определяет мою дальнейшую судьбу.
Эти заблуждения часто останавливают людей от обращения к психологу за помощью.
Миф 6. Психолог – «рентген». Видит людей насквозь и с легкостью ими манипулирует.
В силу того, что роль психолога демонизируется, складывается представление, что психолог обладает сверхъестественными способностями — он видит любого насквозь. Так что с психологом надо быть аккуратным, иначе он поработит тебя. Он может умело надавливать на все твои болезненные точки и тем самым направлять тебя туда, куда ему будет нужно. Нужно постоянно держать ухо востро рядом с ним, иначе… Даже и говорить страшно, что может произойти.
Такие представления часто создают нереалистичные, фантастические ожидания от психолога. Когда клиент приходит на консультацию, он может ожидать таких сверхспособностей от консультанта. И как же он будет разочарован, когда поймет, что психолог вовсе не видит то, что он, клиент, пытается скрыть. «Да и вообще,- подумает с торжеством такой невежественный клиент, — этот «психолог» гораздо менее умелый манипулятор, чем Я. Он – обычный человек!» Да, подобный клиент действительно будет торжествовать. Ведь он только что «обыграл» (обманул) профессионала! Однако помимо радости и удовлетворения он также испытает грусть и разочарование. Ему будет очень грустно от того, что помощь-то он так и не получил. А вот здесь как раз и кроется основная трудность для клиента. Он должен быть готов получать помощь (а для этого нужно открываться перед специалистом, нужно быть откровенным)! Иначе общение с психологом превратится в фарс.
Константин Каракуца, психолог