Куда пойти и кем быть?

24.10.2013

Куда пойти и кем быть?

Вопросы профориентации.

Есть люди, которые с детства знают, кем они хотят быть. Они искренне увлечены и заинтересованы своим выбором, уже со школы знают, в какое учебное заведение пойдут и как будут строить свою карьеру.

Да, действительно такие люди есть. Но их значительно меньше, чем тех, кто не только в школе, но уже и после окончания института и начала своей трудовой деятельности не понимает, что им нравится и чем бы они хотели заниматься. Такие люди часто совершают типичные ошибки при выборе профессии:

•         идут за компанию;

•         выбирают профессию, как у родственников;

•         выбирают престижную, а не интересную работу;

•         нравится какой-то конкретный человек, а не сама профессия;

•         выбирают факультет, на который легко поступить;

•         переоценивают свои способности;

•         выделяют отдельные направления работы и не рассматривают, не оценивают другие;

•         не рассматривают условия работы.

Как эта проблема решается, например, в других странах? Дети, учась в школе, уже начинают проявлять свои склонности и особенности личности. У кого-то явно проявляются способности к математике или физике, кто-то отлично пишет сочинения, а кто-то интересуется историей. После пятого – шестого класса во многих европейских школах есть уже некая специализация. Дети выбирают те предметы, которые им больше нравятся и уделяют именно им больше внимания. Ходят на дополнительные курсы или кружки, где их интересы еще больше выявляются, детализируются и они уже могут лучше понять, какой именно раздел физики для них более интересен, или что больше нравится — создавать отдельные детали или моделировать образ будущего объекта. Это уже закладывает понимание того, куда после школы они могут пойти дальше учиться.

У нас пока такого нет. Поэтому родителям и детям надо самим больше прилагать усилий, чтобы понять «кто Я в этой жизни?».

Для этого может помочь:

•        информация о том, какие предметы у ребенка идут лучше;

•        отзывы учителей о том, с чем он лучше справляется, где они видят его заинтересованность, что ему мешает в работе;

•        собственное наблюдение за ребенком: какие передачи он смотрит, чем интересуется, что привлекает и удерживает его внимание, о чем он с вами хочет поговорить.

А для того, чтобы получить эту информацию, надо увлекать ребенка различной деятельностью, привлекать в кружки, больше с ним общаться на различные темы.

Что еще может помочь?

Консультация у психолога или профориентатора, который проведет с ребенком различные тесты и сможет выявить основные его склонности и способности. Однако надо учитывать, что большинство тестов рассчитаны на старшеклассников.

Не надо отчаиваться и в том случае, если вы выбрали институт, учеба в котором вам не нравится. Многие продолжают терпеть и учатся с мыслью «главное получить диплом о высшем образовании, а там разберемся». И совершают ошибку. Было бы лучше, если такой студент обратился к психологу и немного поработал бы над тем, чтобы понять, а что ему ближе и интереснее. Ведь учиться на том факультете, где ты получаешь удовольствие от самого процесса учебы, в разы интереснее и полезнее.

К нам на профориентационную консультацию помимо школьников и студентов также обращаются и те, кто уже работает какое-то время по выбранному направлению. И они, узнавая больше о себе и своей личности, корректируют свою профессиональную деятельность, меняют направление работы, а иногда получают и другую специальность.

Радует то, что сейчас количество людей, заинтересованных в поиске себя и своего призвания, значительно увеличилось. Люди хотят не только зарабатывать, но получать от своей деятельности еще и удовольствие. Ведь на работе мы проводим большую часть своего времени.

Наталья Дороднева, психолог

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.