Первые шаги в работе с психологом-консультантом

24.10.2013

Первые шаги в работе с психологом-консультантом

 

В статье «Каким видит психолога обычный человек (некоторые мифы и ошибки)» мы говорили о том, каким может видеть психолога-консультанта обычный человек. Мы рассмотрели несколько мифов относительно того, кем является психолог, и попробовали рассказать, кем он не является.

Данная статья выступает своеобразным продолжением предыдущей. Здесь кратко описан маленький кусочек начала беседы с психологом. Надеюсь, он будет полезен для тех, кто чувствует внутри себя потребность обратиться за помощью.

Для большинства людей, которые ни разу не были на встрече с психологом, остается не до конца ясно, как происходит беседа с консультантом, как вести себя на первой встрече, что говорить и чем, собственно, может помочь психолог. В этом небольшом очерке мы постараемся показать, как могло бы выглядеть первое обращение к психологу. Мы кратко обрисуем ту жалобу, с которой мог бы прийти клиент, и покажем, как на эту жалобу мог бы отреагировать психолог. В данном очерке у нас нет задачи детально описывать происходящие на консультации процессы и саму структуру беседы, а также рассказывать о сути психологической помощи. Задача этого текста – дать опору человеку, который впервые обращается за психологической помощью. Вчитавшись в жалобу клиента, описанную ниже, человек мог бы найти какие-то отголоски внутри себя, отголоски того, с чем он сам мог бы обратиться к психологу.

«Я не могу без него жить! Он – смысл моего существования. Ну почему, почему он не пишет мне и не звонит? Неужели ему наплевать на меня? Как жить дальше? Я не знаю». Так начала клиентка (назовем ее Ольгой) свой рассказ и свою жалобу на неудавшуюся жизнь. Живет она уже несколько лет гражданским браком с мужчиной (назовем его Василием), к которому она питала сильные чувства в самом начале их отношений. Хотя, по ее словам, он ей не так сильно нравился в начале. Сперва даже пришлось привыкать к его некрасивым ботинкам, светлым носкам, надетым с темными брюками, куртке, фасон которой уже давно вышел из моды. Но уже через месяц она души в нем не чаяла. Ну а сейчас? Скука! Рутина! Однообразие! Он занят своей работой, приходит домой и утыкается в экран монитора. Говорит важные дела у него. «Ну а я? Как же я? — причитает она, — Все, с кем я обсуждала мои отношения, говорят, что так нельзя! Я этого не достойна! Я должна жить, а не загнивать в этом болоте!»

Сейчас на горизонте появился новый мужчина. Она случайно поместила свою анкету на сайте знакомств, дабы развлечься, но среди гор пустышек ей встретился Он. Милый, нежный, сильный и абсолютно непредсказуемый. Он ездил на красивой машине, и на первой же встрече отвез ее в дорогой ресторан. Жизнь забурлила! Вот она – сладость жизни, ее прелесть и смысл! Нет никакой скуки, есть постоянное предвкушение чего-то замечательного, чего-то нового. Я люблю Его, думала она, лежа в постели с Василием. Время шло, и она уже совсем остыла к своему сожителю. Он прикасался к ней, а она замечала то, что раньше никогда не видела. Мерзкие пятна на его коже, сальные волосы, отвратительный прыщ над губой. Ну как же его целовать? Да, целовать, и запах изо рта… Как я раньше этого не замечала, думала она.

О ее отношениях с новым кавалером, казалось, знали все, ну, кроме Василия, конечно же. Она рассказывала на работе о своих переживаниях по поводу новой смски, рассказывала маме, которой звонила каждый день, рассказывала подружкам, писала знакомым в аське. И в эти моменты она действительно ощущала себя счастливой! Но вот однажды он куда-то пропал. Перестал звонить, писать. Несколько дней от него не было никаких известий. На пятый день молчания он появился. Предложил ей встретиться и сказал, что ему надо серьезно с ней поговорить. Ольга насторожилась, но вместе с тем в душе очень обрадовалась тому, что он здесь, с ней, что он все-таки позвонил и не забыл ее. Вечером состоялась встреча. Но она не очень порадовала Ольгу. Ее кавалер долго говорил о том, какая она замечательная, красивая, умная. О том, как ему было хорошо с ней. Ольгу настораживало это слово «было». Как это было? Он продолжал. Говорил красивые слова, словно убаюкивая ее. И она слушала его и слушала, ей хотелось раствориться, растаять от его нежного голоса. Но вдруг ее как будто бы ударили по голове. В ушах звон, в глазах темно. «Что? Что ты говоришь? Повтори!»,- бормотала она. «Мы не можем быть больше вместе, я встретил другую женщину, которую люблю!», — повторил он.

Мир словно бы рухнул вокруг Ольги. Все вокруг задрожало, затряслось и из ее глаз брызнули слезы. Он пытался успокоить ее, но ничего не выходило. Она встала, и попыталась уйти, но он остановил ее. Он что-то говорил, но звуки не доносились до ее ушей. Ольга вырвалась из его объятий и бросилась бежать. Она блуждала по улицам до двух часов ночи. Телефон разрывался, но это был Василий. Почему Он не звонит, думала она. Почему пропал, как так?

Она сидела в кресле и слезы катились по ее щекам. Что делать дальше? Как мне жить? Рядом человек, которого я не люблю, к которому испытываю омерзение. Казалось вот она – жизнь, в моих руках, счастье в моих руках… Но нет. Все ушло. Я осталась ни с чем. Даже хуже, с чувством несбывшихся надежд и знанием того, как это может быть. Ведь я теперь не смогу никого полюбить! Я обречена на страдания.

Такими словами она завершила свой рассказ. Она остановилась, и какое-то время молча сидела. Потом подняла глаза и вопрошающе посмотрела на психолога, сидящего напротив нее.

Давайте сейчас вернемся к тому, о чем начали говорить в самом начале. Попробуем сформулировать отклик на жалобу клиентки, который мог бы дать психолог, если бы это была реальная консультативная беседа. Надо оговориться и сказать, что какого-то универсального ответа на слова клиента нет и быть не может. Поэтому к написанному ниже стоит относиться как к одному из множества вариантов, которые могли бы быть на консультации. В данном случае важен именно дух этого ответа.

Консультант: «Правильно ли я понимаю, уважаемая Ольга, Вы сейчас испытываете чувство, близкое к чувству отчаяния. Оно разрастается внутри Вас от мыслей о том, что Вы больше никогда не сможете пережить столь сильные чувства, чувства радости, влюбленности, нежности и счастья. Вы убеждены в том, что то состояние, в котором Вы сейчас пребываете, продлится до конца Ваших дней. И Вы не можете сейчас даже помыслить о том, что все забудется, все остынет, все вернется на круги своя, и Вы сможете жить той жизнью, которая Вам нравится, той жизнью, которой хочется жить, той жизнью, каждая секунда которой наполнена радостью и счастьем».

Примерно так выглядит начало беседы с психологом. То, что разворачивается дальше, зависит от клиента и от того, насколько он готов вести открытую и честную беседу, честную в первую очередь перед самим собой. Ведь, по сути, психолог не может зайти дальше, чем готов зайти клиент, и от клиента в первую очередь зависит эффективность психологической помощи. Эта помощь действенна ровно настолько, насколько клиент готов ее принимать. И в силу этого обстоятельства у клиента может складываться впечатление, что психолог не помогает, что на консультации ничего не происходит, и психолог лишь повторяет мысли и слова клиента. И это, к сожалению, действительно частая мысль в голове человека, пришедшего впервые на консультацию.

«Я ожидал совсем другого, больше не пойду к психологу. Ведь я ничего не делаю на консультации, кроме как рассказываю о своей жизни. Ну, да, в процессе рассказа мне становится легче, и я начинаю понимать что-то для себя, но ведь я делаю это сам. Зачем мне психолог, если я сам справляюсь, или, на крайний случай я могу поговорить с другом. Общение с психологом – бесполезное дело», — так часто мыслит клиент после консультации. И зачастую работа психолога оказывается за границами осмысления клиента. То, что психолог создает особую атмосферу, особым образом слушает его, отвечает далеко не обычным способом, все это оказывается не в фокусе внимания, и результаты общения с психологом становятся понятными только потом, когда все уже закончено, все уже пережито. Или же возможен другой вариант, когда клиент так и остается в неведении относительно того, что же все-таки произошло на консультации, и зачем все это было нужно. Случается так, что клиент не отдает себе отчет в том, что он действительно получил помощь.

И в заключение хотелось бы сказать еще несколько слов.

 

Во-первых, надо оговориться и упомянуть, что жалоба, описанная в тексте, не является жалобой какого-то конкретного человека. Как говорится, все персонажи в данном тексте вымышленные и любые возможные совпадения с реальными людьми являются случайностью.

Во-вторых, в данной статье мы хотели облегчить задачу человеку, испытывающему потребность в психологической помощи, но не имеющему опыта общения с психологом. Облегчить задачу мы стремились, описывая примерный вариант начала беседы с психологом. Ведь зачастую от обращения за подобного рода помощью человека удерживает именно незнание того, что будет происходить на консультации, как будет реагировать психолог на его слова, с чего, в конце концов, стоит начинать беседу.

И, наконец, в-третьих, в конце текста мы хотели поднять еще одну тему, тему ответственности клиента за то, что происходит на консультации. Это тоже очень важный момент, и о нем стоит говорить. У  клиента очень часто нет понимания того, что консультант — не волшебник, не всеведущий владыка человеческих душ, не всезнающий мозг, который может дать ответ на любой поставленный вопрос относительно того, как ему, клиенту, поступить. Так вот — до тех пор, пока психолог для клиента не предстанет в образе обычного человека со своими чувствами, переживаниями, проблемами, наконец, а будет оставаться в некоем демоническом образе мудреца, клиент раз от раза будет испытывать разочарование от беседы с психологом. (Просто потому, что ожидания его не будут соответствовать реальности.) И только лишь прорвавшись сквозь собственные мифические представления о психологе, собственные разочарования и мысли о том, что консультант не помогает, клиент сможет постепенно начать замечать, что именно происходит на встречах, как это «работает» и как отражается на его переживаниях.

Спасибо, что дочитали этот текст до конца. Я попытался только слегка приоткрыть занавес, который скрывает работу психолога.

(В начале беседы с психологом есть и многое другое – в том числе «формальные» моменты, например такие, как психотерапевтический контракт, договоренность о частоте встреч, о времени, месте и продолжительности, а также те слова, которые говорит психолог клиенту, впервые пришедшему на консультацию. Эти вопросы – тема отдельного разговора.)

 

Константин Каракуца, психолог

Добавить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.