«Ты не достроил на песке свой дивный чудный город…»
«Ты не достроил на песке свой дивный чудный город…»
(Работа с песком в психологическом консультировании)
Представьте себе такую картину. Лето, отпуск, пляж. Работа и дела остались где-то далеко, а сейчас перед глазами простирается золотой песок, нагретый солнцем. Ветер еле слышно шумит, передвигая невесомые песчинки. Кое-где ровную поверхность разбавляют морская галька и окатыши, а на линии прибоя вода рисует по поверхности песка красивые узоры… Пальцы рук сами собой погружаются в песок, чтобы ощутить его тепло, податливость и шероховатость, невзначай нарисовать несколько абстрактных рисунков, написать первое пришедшее в голову слово, и расслабленно смотреть, как оно исчезает в шелестящей волне прибоя…
Именно так действует на нас песок. Возможно потому, что вызывает ассоциации с отпуском и отдыхом, или потому, что затрагивает более старые детские воспоминания о песочнице во дворе. А может быть, умиротворяющее действие песка имеет более глубокие корни и уходит вглубь веков, пробуждая в нас, подобно образам полузабытого сна, смутные ощущения, и настраивая на созерцание, молчание и погружение в себя.
Это свойство песка — настраивать нас на определенный лад — и привлекло Дору Калф (сторонницу психоанализа К.Г.Юнга), которая изобрела такой интересный метод, как песочная терапия («sandplay» – игра с песком).
В настоящее время песочная терапия является очень популярным среди специалистов-психологов, увлекательным и продуктивным методом работы с детьми (старше 2-х лет), взрослыми, а также с семьей в целом. Песочная терапия позволяет психологам «работать» с глубинными, неосознаваемыми элементами психики человека, и сделать явным то, что очень сложно осознать и облечь в слова.
Сейчас в России самым активным и творческим популяризатором различных видов работы с песком является практикующий психолог Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, которая написала много книг и практических пособий, а также разработала новые оригинальные техники работы с песочницей.
Работа с песком возможна в трех основных направлениях:
Сэндплэй. Глубинная работа с неосознаваемыми элементами психики человека (с «бессознательным»).
Как сказала коллега-психолог, практикующая сэндплэй, «работа с песком становится необходимой, когда заканчиваются слова». В данном случае взаимодействие с песком и игрушками, имеющими определенную символическую нагрузку, служит для того, чтобы вынести представление о проблемной ситуации человека «вовне», придать ему вес, цвет и форму, и, таким образом, сделать работу с проблемой более конкретной и доступной. В процессе построения «песочного мира» человек может обнаружить в себе такое, о чем раньше и не подозревал. Например, найти ранее скрытые психические ресурсы, увидеть ранее неосознаваемый внутренний конфликт, который теперь наглядно представлен «в лицах». Работа с песком — это очень интересное и увлекательное путешествие внутрь себя, это в буквальном смысле – создание и исследование карты своего внутреннего мира.
Для индивидуальной работы с песком практически нет возрастных ограничений, этот метод одинаково эффективен и для детей от 2-х лет, и для подростков, и для взрослых.
Создание «мира» в песочнице с использованием различных материалов и маленьких игрушек — это непосредственная проекция внутреннего мира личности. Особый символический язык этого мира детально изучался последователями К.Г.Юнга, ими же составлены специальные «словари», которые помогают в осознании себя и своих глубинных, бессознательных сторон и процессов.
Само по себе вынесение своего внутреннего мира вовне, его проекция на «песочный мир», уже является действием, помогающим занять более осознанную позицию в отношении себя. Взаимодействие с этим миром, изменение его – это изменение и своего внутреннего мира, той ситуации, в которой находится человек. Присутствие внешнего свидетеля (психолога) делает происходящее в песочнице (трансформацию внутреннего пространства личности через работу с песочным миром) подлинно реальным, а обратная связь от психолога помогает в осознании себя, в понимании своих чувств и мыслей.
Игротерапия с использованием песочницы.
Это направление работы применяется в основном с детьми 2-12 лет. От глубинной работы он отличается тем, что песочница используется как условие для свободной игры ребенка, которая, по мнению психологов, является спонтанным способом психологической самопомощи.
Немного погрузившись в воспоминания детства, каждый из нас может вспомнить, что именно в игре проходили многие самые важные жизненные события, игра давала жизненный опыт, позволяла понять себя, открыть и опробовать какие-либо качества и способности. В современной российской психологии считается, что именно игра является «ведущей деятельностью» дошкольного возраста, то есть такой деятельностью, в процессе которой происходит самое интенсивное психическое развитие и формируются новые необходимые качественные изменения в психике ребенка.
Песочница служит в данном случае «картой», территорией, которая заселяется персонажами, олицетворяющими те или иные части внутреннего мира ребенка, обобщенные образные представления об окружающем мире.
Играя в песочнице, ребенок не просто отдыхает или развлекается – он в прямом смысле решает свои проблемы. Песочница становится как бы лабораторией, в которой можно экспериментировать, осваивать новые способы взаимодействия с миром.
В практической работе психологи нередко сталкиваются с тем, что родители, только взглянув на то, как играет их ребенок, начинают понимать истоки тех или иных проблем.
Приведем пример. Маленькая девочка построила в центре песочницы огромный дом, который занял очень много места, и практически разделил песочницу на две половины. На одной из них она поместила себя (в виде очень маленькой одинокой фигурки), а на другой – родителей. Увидев это, мама рассказала, что с тех пор, как они с мужем переехали в новый дом, они стали существенно меньше времени посвящать ребенку, и вся жизнь семьи стала крутиться вокруг дома и его обустройства, а единственной формой проведения совместного досуга стали поездки в мебельные и строительные магазины.
В такой форме работы с песочницей психолог может не только «давать обратную связь», озвучивая и проясняя те или иные моменты, но и принимает участие в игре, и может направлять ее в то или иной русло, вводя новые персонажи или условия. Это может помочь ребенку получить важный новый опыт, — например, опыт преодоления той или иной трудности, символически выстроенной из песка.
Развивающие игры с использованием песочницы.
Третье направление работы с песочницей. Как мы уже упоминали, игра является ведущей деятельностью дошкольного возраста. Но и в младшем школьном возрасте, и даже позже, игра также занимает очень важное место в жизни ребенка.
В рамках развивающих и коррекционных занятий песочница позволяет проецировать, но теперь уже не внутренний мир ребенка, а те знания, понятия, умения, которые ребенку необходимо освоить. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева изобрела очень много интересных и увлекательных развивающих игр, в ходе которых дети не просто играют, но постигают смысл звуков, букв, слогов, цифр, учатся писать, читать и считать. В этих играх буквы и цифры могут ожить и превратиться в реальных персонажей, которые дружат и взаимодействуют друг с другом. Играя с такими одушевленными буквами и цифрами, дети гораздо быстрее и полнее усваивают глубинный смысл письма и счета, а игровая форма позволяет сформировать у ребенка личностный интерес к учебе.
Вот таким удивительным и чудесным может оказаться обычный песок (в руках опытного психолога)!
В нашем психологическом центре Вы можете записаться на консультацию к психологу (или всей семьей – к семейному психологу) и познакомиться с методом песочной терапии.
Возможно, именно этот интересный метод станет Вашим помощником на пути во внутренний мир, на котором Вас ждет много важных и удивительных открытий.
Для тех, кто хочет больше узнать о «песочной терапии», и заинтересован в обсуждении более сложных вопросов, мы рекомендуем почитать:
• Дора Калф. Sandplay — психотерапевтический подход к душе.
• Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.
• М. Алексеева. Песочная терапия Sandplay — сквозь пространство и время.
• В. Андреева. Песочная терапия — когда «Ребенок» спасает «Взрослого» (Обращение к Архетипу ребенка).
Виктория Эсипова, психолог